Главная » Файлы » Методическая копилка » Классные часы

Вода для жизни
11.04.2012, 20:15

Классный час:

Устный журнал «Вода для жизни».

Подготовила: Метелёва Г.В.

 

Цель: формировать опыт экологически ориентированного поведения по отношению к воде, воспитание любви к природе, к своей малой Родине, развитие наблюдательности, творческих способностей детей.

 

Задачи: расширять знания детей о воде как о природном богатстве; развивать речь, расширять словарный запас, кругозор; воспитывать у детей бережное отношение к воде.

 

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные карточки, дидактический материал, страницы с названиями устного журнала.

 

Ход мероприятия:

 

1.Сказка А.Исаакян «Самая нужная вещь»

Жил-был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него 3 сына. Когда царь состарился, он пожелал передать бразды правления тому из сыновей, кто окажется более способным к этому нелегкому делу.

Он сказал, вы видите, что отец стар и не мо­жет больше править страной. Кому из вас по силам будет исполнить мою мечту, станет править моим народом.     Видите вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Оно пустует. Я мечтал заполнить его чем-нибудь таким, что было бы самым нужным на свете. Но найти эту самую нужную вещь так и не смог. Отыщите её вы и заполните моё хранилище.

Сыновья отправились в путь. Долго ездили они из города в город, из страны в страну,  и в назначенный день предстали перед отцом.

Старший сын: Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без него?

Средний сын: Землёй заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в ми­ре нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без зем­ли?

    Младший сын это огромное хранилище  заполню только светом и водой. Без света на зем­ле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде.   

Учитель: Как давно это было. И уже тогда люди понимали, что са­мое главное и нужное на Земле.

Вода:

Царица-Водица:

Я – Царица, Я – Водица!
Я на свете всех важней,
Я даю всем людям жизнь,
Я энергию даю.

Со мной люди бед не знают,
Только очень загрязняют.
Ко мне и грязь, ко мне отходы.
Не жалеют они воду!

Ну и кто поможет нам?
Кто от грязи нас избавит,
Кто очистит от отходов,
Кто Водицы жизнь прибавит?

2. Назовите тему нашего классного часа.

 

Назовите учебную задачу.

 Классный час проведём в форме устного журнала. Но мы не будем читать журнал, а будем слушать и рассуждать.  Помощницы-капельки:

 

1 страница: «Информационная»

1 капелька:

ООН провозгласила период с 2005г по 2015 г Международным десятилетием «Вода для жизни» К сожалению уже сегодня не хватает воды во многих частях мира. Одна шестая часть населения не имеет доступа к питьевой воде, а одна треть – к воде для бытовых нужд.

Ученик 1: Удивительное вещество вода! Она не только дает жизнь. Это еще и источник красоты на Земле. Нас радует лесное озеро, успо­каивает журчание ручья, удивляют облака, плывущие в небе. Все это благодаря воде.

«Все есть вода» — утверждал греческий философ и математик Фа-лес, подчеркивая значение этой, казалось бы невзрачной жидкости для всего живого.

Вода занимает 70% поверхности земного шара. Она со­держится в воздухе и в почве, образует океаны, реки и озера. Без воды невозможно существование растений, животных, людей.

Но пресной воды на Земле всего около 2,5%, остальное вода морская.

- Что  такое пресная вода?

 

-Чтение по словарю Ожегова.

 

Перечислите, что даёт человеку вода?

Работа в группах:

 -Как человек использует воду в лечебных целях?

-   Называем по очереди, не повторяя ответов.(за правильный ответ капелька)

-Для того, чтобы, вода могла нести здоровье, она должна быть чистой.

 

2 страница: «Экологическая»

 

Ученик 1:

В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки, но особо бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря осквер­няли черные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину».

Со времени этого путешествия прошло 42 года, но загрязнение оке­ана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, живущие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали.

Водоемы загрязняются сточными водами промышлен­ных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выброса­ми водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных подах. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они очень часто попадают в водо­емы. А оттуда в водопроводную трубу.

Опасными загрязнителями водоемов являются соли тяжелых ме­таллов — свинца, железа, меди, ртути. Ионы тяжелых металлов внача­ле поглощают водные растения. Далее по цепочкам питания они пос­тупают к растительноядным животным, а затем к хищникам. Иногда концентрация этих металлов в теле рыб в десятки и сотни раз превы­шает исходную концентрацию их в водоеме.

Проблема с пресной водой заключается не только в её дефиците, но и в том что в воду попадает большое количество вредных веществ, что создаёт опасность для здоровья населения.

-Какой вывод мы можем  сделать? (Нельзя загрязнять воду.Воду надо беречь.)

 

Работа в группах: Экологические проблемы водных ресурсов России:

  1. загрязнение бытовыми сточными водами
  2. загрязнение промышленными стоками
  3. бытовой мусор
  4. загрязнение от водного транспорта
  5. загрязнение при аварии нефтяных  танкеров
  6. браконьерство
  7. неразумная добыча полезных ископаемых (гравий, песок - обмеление)
  8. сплав древесины
  9. отвод воды для нужд городов, сельского хозяйства (каналы)

 

 

3 страница: «Экономическая».

 

Ученик 1: Если представить  себе, что вода исчезла. Вместе с ней исчезнут реки, озера, моря. Не будет больше идти снег, дождь, исчезнут в небе облака. Без воды погибнут растения, животные и, конечно, люди. Земля превратится в пустыню.

Люди расходуют очень много воды. С каждым годом им требуется ее все больше. Житель древнего города Рима тратил в сутки всего лишь несколько литров воды. А житель современного города расходует более 350 литров. Очень много воды требуется заводам, фабрикам, сельскому хозяйству. Например, чтобы сделать сковород­ку, надо затратить 25 литров воды. Чтобы вырастить пшеницу, из ко­торой можно будет испечь лишь одну булку, требуется 200 литров воды. Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

 

На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.

Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

 

Выступление экспериментатора.( презентация с вычислениями).

 

Разработка правил экономного использования воды в рисунках.

  Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

ü Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

ü Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

  • ü А главное - не забывайте выключать воду! Немедленно ремонтируйте протекающие краны и сливные бочки.
  • Старайтесь принимать душ, а не ванну.
  • Мойте машины не шлангом, а из ведра.
  • Устанавливайте в квартирах счетчики учета воды.

 

- простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

 

 

4 страница: « Водоёмы малой Родины».

 

1 ученик: В Чувашской Республике полностью или частично протекает 2356 рек и ручьёв.Самые большие реки: Волга, Сура, Большой Цивиль, Малый Цивиль, Аниш, Кубня.

Чебоксарское водохранилище является источником водоснабжения питьевой водой г.Чебоксары и Новочебоксарск.

 Учащиеся читают информацию самостоятельно.

Природная вода обладает способностью к самоочищению под вли­янием естественных факторов: солнечного света, атмосферных газов, жизнедеятельности организмов — бактерий, грибов, зеленых расте­ний, животных. В процессе самоочищения при многократном разбав­лении стоков чистой водой в реке через 24 часа остается около 50 про­центов бактерий, а через 36 часов — только 0,5 процента.

При сильном загрязнении самоочищения воды не происходит из-за гибели организмов и нарушения естественных биологических про­цессов. Поэтому в зависимости от степени и характера загрязнения применяют специальные методы очистки сточных вод: механические, химические, биологические.

В очистке вод важное место занимает использование не­которых растений и животных, которые являются живыми фильтра­ми. Например, растение водный гиацинт поглощает ядовитые вещес­тва, используемые человеком для борьбы с вредными насекомыми. Камыш очищает воду от болезнетворных бактерий, излишек солей, отходов нефти. Хорошо очищает воду осока, рогоз, хвощ болотный, хлорелла.

Животные-фильтры (беззубка, перловица) прогоняют через себя за сутки 30 литров воды. Фильтруют воду и небольшие рачки, обитаю­щие на поверхности водоемов. Один рачок способен отфильтровать до полутора литров воды в сутки.

 

Что интересного узнали из текстов?

 

Учитель:«Закон об охране природы» запрещает спускать в водоемы загряз­ненную воду, вырубать леса вокруг водоемов, захламлять берега мусо­ром. Кроме того, если мы будем забирать у природы очень много воды, то наши водоемы обмелеют, и могут совсем исчезнуть. Поэтому воду надо не только беречь от загрязнения, но и экономно расходовать.

 

 

-Конкурс «Самая экономная группа»?

 

 

Волге реке – чистую воду!
Мы должны охранять природу!
Мы хотим охранять природу!
Волге  реке– чистую воду!

Природе нужно мирно помогать!
Но время идет, а люди не знают,
Как природу они обижают:
Бросают бутылки, не тушат костры,
Похоже, жить в мусоре рады они!
Ведь, чтобы природу от бед оградить
Надо природу, во-первых, любить,
Надо природе во всем помогать,
Надо цветы и деревья сажать!

5 страница: Выработка послания к людям 22 века:

( Если мы не будем беречь воду, то её не останется в природе, а будет только в искусственном виде и будет стоить очень дорого. Не загрязняйте водоёмы, иначе нас ждут страшные болезни, не вырубайте леса, иначе высохнут водоёмы, разрушится почва, воздух ухудшится. Берегите природу сейчас!)

 

5 Итог:

Водица: Я хочу совсем не много,
Чтоб речка наша как Байкал
Была чистейшей очень долго,
Для берега Отчизны нашей,
Вы сделайте совсем чуть-чуть,
Я знаю это в силе вашей,
Вы понимаете, в чем суть.

6. Рефлексия:

Продолжить одну из фраз:

Я задумался…

Меня заинтересовало…

Мне понравилось…

Я думаю что…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Классные часы | Добавил: mgv
Просмотров: 5970 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: